Развитие Петербурга продолжится под землей

В Петербурге готовят очередную концепцию освоения подземных пространств города: документ хотят внести на рассмотрение Смольного уже до конца нынешнего года. Ни одну из подобных программ пока что не удавалось воплотить в жизнь.

Разработчики новой концепции освоения подземного пространства города, НП «Объединение подземных строителей» и Гильдия управляющих и девелоперов (ГУД) намерены внести коррективы в Генеральный план Петербурга и Градостроительный кодекс РФ

Выгодное подземелье
Среди депелоперов распространено мнение о том, что осваивать подземные пространства – дорого и нерентабельно: такие проекты всегда требуют гораздо бóльших затрат, нежели при строительстве надземных сооружений.

Но в последнее время риторика многих участников рынка поменялась. Эксперты начали говорить, что подземные проекты быстро окупаются – за счет более рационального использования участка и экономии на эксплуатационных расходах. «Практика показывает, что обслуживание таких объектов обходится дешевле, чем, например, обычного торгового комплекса. К тому же использование подземного пространства позволяет увеличить полезную площадь проекта», – отмечает генеральный директор НП «Объединение подземных строителей» Сергей Алпатов. С этим утверждением согласны и девелоперы. «Мнение о том, что возведение таких объектов нерентабельно – всего лишь миф. К примеру, строительство подземного паркинга в ТРЦ “Галерея” общей площадью 2,6 тыс. руб. обошлось примерно в $20 млн, что сопоставимо с себестоимостью возведения надземной части здания», – уточняет заместитель генерального директора компании «Меридиан Девелопмент» Роман Зарецкий.

Директор по строительству компании «БТК Девелопмент» Ирина Киршина говорит, что себестоимость возведения подземных сооружений составляет порядка 40 тыс. руб. за кв. м. И, по ее словам, петербургские девелоперы обладают всеми современными технологиями, которые позволяют возводить подземные сооружения практически в любых грунтах и природных условиях. В общем, технических препятствий для реализации проектов подземного строительства не существует.

Запретные глубины
Тем не менее сейчас под землей строят разве что паркинги и, реже, тоннели (за последние 30 лет в городе прорыли всего два, один из которых ведет на Канонерский остров, а второй является составной частью Кольцевой автодороги). Петербург безнадежно отстал от большинства европейских мегаполисов, где под землей уже несколько десятилетий активно строят торговые, развлекательные центры и т. д. По мнению участников рынка, строить подземные сооружения в Петербурге мешает отсутствие необходимой законодательной базы. «Действующие градостроительные документы не способствуют реализации таких проектов. В нашем городе нет единой концепции, которая бы предусматривала развитие подземных пространств при строительстве дорог, транспортных узлов, торговых и социальных объектов», – констатирует руководитель Комитета по архитектуре ГУД Сергей Цыцин.

Последняя попытка оказать поддержку подобным проектам предпринималась при экс-губернаторе Валентине Матвиенко. Весной 2010 года в Петербурге даже учредили Комиссию по освоению подземного пространства. Правда сколь-нибудь заметных для общественности результатов эта структура не выдала. А после прихода Георгия Полтавченко проблема освоения подземелья вовсе потеряла былую актуальность: нынешние власти явно не испытывают интереса к теме подземного строительства. Девелоперы жалуются на отсутствие поддержки таких проектов: за последний год были отменены либо заморожены несколько крупных строек, связанных с освоением «подземелий».

Вернуться к теме развития таких проектов теперь обещают сами инвесторы – НП «Объединение подземных строителей» и ГУД выступили с инициативой создания новой концепции развития подземного пространства. Как рассказал заместитель генерального директора ЗАО «Петербургский НИПИград» Михаил Петрович, для ее реализации необходимо будет внести изменения в Градостроительный кодекс РФ. «В этом документе нет понятия подземного пространства. Потому сначала нужно соответствующим образом скорректировать Градкодекс, а уже затем менять Генеральный план развития Петербурга. Коррективы должны предусматривать не только меры по развитию подземных пространств, но и список территорий, предназначенных под реализацию таких проектов», – отмечает Михаил Петрович. Разработчики новой программы надеются на поддержку городских властей и обещают, что документ внесут на рассмотрение Смольного уже до конца нынешнего года.

Положительной реакции городских властей на эти заявления пока не последовало. В КГА заявили, что существующий вариант поправок в Генплан, которые планируются утвердить в 2015 году, не предусматривает развития подземных пространств. Впрочем, время для подготовки соответствующих поправок еще есть. Участники рынка говорят, что строить в Петербурге сегодня попросту негде, а потому «уходить под землю» рано или поздно придется.

 

Несостоявшиеся проекты освоения подземных пространств Петербурга

Название

Описание

Орловский тоннель

Соглашение о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации объекта было подписано Смольным с ООО «Невская концессионная компания» в середине 2010 года. Строительство тоннеля оценивалось в 45 млрд руб., концессионер потратил на закупку проходческого щита 3,5 млрд руб. В мае прошлого года при формировании бюджета Петербурга на проект не нашлось денег, а в декабре Смольный официально расторг соглашение с концессионером.

«Набережная Европы»

На месте бывшего оборонного предприятия ФГУП «РНЦ “Прикладная химия”» к 2015 году должно было появиться около 100 тыс. кв. м элитной жилой недвижимости, офисы и гостиницы. Проект предполагал строительство одного из самых крупных в Петербурге подземных паркингов вместимостью 1887 машиномест. В ноябре 2012 года было решено разместить на этой территории административные здания, офисы и служебные квартиры для судей Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ.

Освоение подземного пространства под площадью Восстания

О начале реализации проекта было объявлено еще в 2008 году. Под площадью Восстания предполагалось возвести трехуровневый торговый центр глубиной 23,5 м. Объем инвестиций оценивался в $1 млрд. Работы планировалось начать в середине 2009 года, однако проект не был реализован, хотя формально его так и не отменили.

Тоннель в створе Гражданского проспекта

Тоннеля в створе Гражданского проспекта мог соединить Калининский район Петербурга со Всеволожским районом Ленобласти, но был заморожен по инициативе Смольного.

МФК «Театральный»

О начале реализации проекта сообщили летом 2008 года. На территории между набережной реки Мойки, ул. Декабристов, ул. Глинки и Юсуповским садом компания «Рюрик Менеджмент» планировала построить многофункциональный комплекс площадью 212,3 тыс. кв. м. Комплекс предполагал строительство шести подземных этажей. Реализация проекта не начата до сих пор.

Источник: БН.РУ