Счетная палата раскритиковала Росреестр за проблемы с единой базой данных

Единая база данных о недвижимости была запущена Росреестром почти на четыре года позже запланированного срока, указала Счетная палата. Работа госреестра сопровождалась сбоями, приводившими к задержкам госуслуг, отмечают аудиторы

Росреестр затянул фактическое введение в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) — единой базы данных о недвижимости — почти на четыре года, а подсистемы ФГИС уже сейчас нуждаются в существенной модернизации. Об этом сообщила Счетная палата по итогам проверки деятельности Росреестра (РБК ознакомился с отчетом).

До создания единой системы постановка на кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость велись в двух отдельных реестрах — Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственном кадастре недвижимости. Росреестр должен был к январю 2017 года объединить все в единую базу данных. Работа над этим была начата в 2014 году.

Как отмечает Счетная палата, в установленный срок (то есть в 2017 году) система была запущена лишь формально, фактически же внедрение системы во всех регионах было завершено только в октябре 2020 года. Поэтому в 2017–2020 годах ведение ЕГРН осуществлялось в «устаревших децентрализованных информационных системах».

Вице-премьер Виктория Абрамченко (бывший руководитель Росреестра, возглавляла ведомство с осени 2016 года по январь 2020 года) презентовала ФГИС ЕГРН в октябре 2020 года как «уникальную систему; полностью отечественную разработку, не зависящую ни от каких санкций». ФГИС — это более 10 петабайт данных о недвижимости, сообщала Абрамченко. По ее словам, переход на новую систему ЕГРН закрыл «задние калитки», через которые застройщики меняли в документах категории земель и увеличивали их площади.

Сбои и аварии

Процесс доработки ФГИС ЕГРН к настоящему времени не завершен, подчеркивает Счетная палата. Эксплуатация информационных систем Росреестра в течение переходного периода сопровождалась авариями и сбоями, причинами которых были отсутствие системности в разработке информационного ресурса, необходимого оборудования и технической поддержки, недостаточное качество программного обеспечения, объясняют аудиторы.

Источник