Новое метро в Купчино: поезд дальше не пойдет?

Строительство продолжения Фрунзенского радиуса в Шушары приостановлено. Есть вероятность, что надолго. Правда, в «Метрострое», ведущем подземные работы, не склонны драматизировать ситуацию.
 

Строительство столь сложного инженерного сооружения, как перегонные тоннели метрополитена, при практически полном отсутствии проектной документации – подобную ситуацию иначе как абсурдной не назовешь. Именно в таком положении оказался ОАО «Метрострой», который в настоящее время продлевает Фрунзенский радиус от станции «Международная» до Шушар.

Издержки конкуренции
В принципе, о подобном развитии событий многие специалисты говорили еще в марте, когда стало известно, что победителем конкурса на проектирование Фрунзенского радиуса стала столичная компания «Метрогипротранс». Москвичи снизили начальную стоимость госконтракта сразу на 128 млн руб., а их конкурент, «Ленметрогипротранс», до этого фактический монополист на рынке проектирования подземных объектов в Петербурге, – всего на 40 млн руб.

Однако дело осложнялось тем, что «Ленметрогипротранс», привыкший работать при отсутствии конкуренции и на основании «джентльменских договоренностей» со Смольным, разработал всю проектную документацию и провел ее через «Госглавэкспертизу» еще в 2013 году – за год до объявления конкурса. И проигрыш тендера, судя по всему, стал для петербуржцев полной неожиданностью.

После этого «Ленметрогипротранс» обратился в УФАС, пытаясь обжаловать по формальным основаниям итоги конкурса, но проиграл. И вслед за этим отозвал всю уже отосланную заказчику – Комитету по развитию транспортной инфраструктуры – рабочую документацию (в общей сложности на 100 млн руб.). По ней уже около года ОАО «Метрострой» вел строительство Фрунзенского радиуса – и тоже на внеконкурсной основе.

Без денег и документов
Как рассказали БН в пресс-службе НКО «Объединение подземных строителей и проектировщиков», согласно техническому заданию еще 30 апреля 2014 года ОАО «Метрогипротранс» должен был передать в Службу Заказчика КРТИ проектную документацию на продолжение «фиолетовой» линии метрополитена в объеме, предусмотренным контрактом (более 150 млн. руб.). Но не выполнил своих обязательств не выполнил.

«На сегодняшний день из нескольких сотен комплектов рабочей документации подготовлено всего около десяти, сметная часть проекта отсутствует. Из-за отсутствия рабочей документации строительство линии и новых станций петербургского метрополитена приостановлено на неопределенный срок, а 150 млн руб. бюджетных средств до сих пор остаются неосвоенными», – рассказали в НКО.

В ОАО «Метрострой» эту информацию частично подтвердили. «Действительно, нам сейчас приходится работать практически вслепую. А самое плохое для нас – это то, что при отсутствии сметной части мы не можем получить деньги за уже выполненные работы. Проектную документацию нам москвичи потихоньку передают, и понятно, что за два месяца невозможно выполнить объем работ, на которые требуется не меньше года», – рассказала пресс-секретарь «Метростроя» Екатерина Гигиняк.

Правда, по ее словам, сгущать краски все же не следует: работать в таких условиях (без документации) компании некоторое время уже приходилось. И о сдвиге сроков сдачи трех новых станций – «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары», а также метродепо «Южная» – говорить пока не приходится.

Впрочем, сроки запуска в эксплуатацию продолжения «фиолетовой» линии уже не раз переносились. Сначала первые поезда до Шушар планировали пустить в 2015 году, затем фигурировал 2016-й. Восьмого мая нынешнего года, когда был объявлен конкурс на строительство второй очереди Фрунзенского радиуса, стало известно, что «часом Х» будет 1 декабря 2017-го.

Остановка без требования
Удастся ли в действительности сдать станции к этой дате, пока большой вопрос. Многое зависит от того, насколько хватит «Метростроя»: работать без документации и денег он долго вряд ли сможет. К тому же Смольный готовит компании сюрприз за сюрпризом, причем сплошь неприятные. Сначала он снизил сумму госконтракта по строительству Фрунзенского радиуса с 40 млрд руб. до нынешних 26 млрд руб. А затем и вовсе лишил бывшего монополиста победы в тендере по инженерной подготовке площадок в Купчино, при том что «Метрострой» уже выполнил 70% всех работ.

Обнадеживает лишь то, что столичный «Метрогипротранс» – это не какая-то фирма-однодневка, а напротив, компания с огромным опытом: в Москве она спроектировала уже не один десяток станций. Впрочем, в Петербурге она никогда не работала, а то, что наши северные грунты могут преподносить неприятные сюрпризы, москвичи смогли убедиться буквально неделю назад. Тогда после прохождения 800 метров тоннеля от станции «Проспект Славы» к «Дунайскому проспекту» наткнулся на валуны и сломался тоннелепроходческий щит немецкой компании Herrenknecht. Теперь он простоит без дела еще по меньшей мере три недели, пока из Германии привезут необходимые для ремонта запчасти.

В «Метрострое», правда, эту аварию напрямую со своей «работой вслепую» не связывают, говоря о том, что подобные внештатные ситуации в петербургских условиях вполне вероятны. И приводят в пример схожее происшествие в 2002 году, когда при проходке тоннелей между «Лесной» и «Площадью Мужества» в обход в зоны размыва на Кировско-Выборгской линии точно также был испорчен валунами проходческий щит «Виктория».

Ломать – не строить
Пока что ситуация в петербургском метростроении – довольно странная. С одной стороны, на подземку наконец-то выделили достойные пятимиллионного мегаполиса деньги. За три года в строительство и проектирование новых станций вложат 73 млрд руб. Это конечно не московский уровень, но вполне достаточный для выполнения заявленных Смольном планов – 13 новых станций до 2020 года. При этом и желание чиновников избавиться от абсолютной монополии «Метростроя» и «Ленметрогипротранса» тоже понятно, ведь в конкурентной среде потребителю (в данном случае – городской казне) гораздо легче экономить деньги.

Однако существовавший годами порядок начали ломать как-то уж слишком резко и, на взгляд многих экспертов, не очень логичным образом. Вместо того чтобы привлекать иногородних подрядчиков на строительство и проектирование совершенно новых линий (например, Красносельско-Калининской или планируемой ветки в Бугры), Смольный буквально выдернул выгодные контракты из рук петербургских генподрядчиков, которые уже выполнили львиную долю работ. Причем, повторимся, явно в нарушение неких «джентльменских соглашений», в соответствии с которыми те привыкли работать уже много лет.

Особенно бросается в глаза абсурдность отстранения от проектирования Фрунзенского радиуса «Ленметрогипротранса», который все работы уже выполнил. Экономия 88 млн руб. – смешные по меркам метростроения деньги – может многократно перекрыться убытками от возможного срыва сроков запуска линии. А пострадают прежде всего жители Южного Купчино, уже много лет мечтающие о станциях метро в пешеходной доступности.

При этом у чиновников все еще есть шансы исправить сложившуюся ситуацию. Если «Метрогипротранс» действительно нарушил условия конкурсной документации, то в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ заказчик вправе не только начислить пени за каждый день просрочки, но и разорвать с нарушителем договор в одностороннем порядке. Что касается «Ленметрогипротранса», то очевидно, что его проектная документация никуда не делась и может быть пущена в дело в любой момент.

Есть и еще один вариант: убедить обе конкурирующие организации договориться между собой, разумеется, с выплатой соответствующих сумм за работу петербургским проектировщикам. Правда, в такое развитие событий верится с трудом, и возможно оно лишь в случае очевидных задержек на два года или более. Остается надеяться, что до таких срывов сроков дело не дойдет и развитие петербургской подземки будет соответствовать заявленным планам.

Источник: БН.РУ