Эксперты назвали ключевые проблемы в индустрии оценки на 2017-2018 годы

Законопроект о переходе на налогообложение физических лиц и организаций по кадастровой, а не инвентаризационной стоимости, вводимый с 2017 года, существенно изменил структуру рынка недвижимости.

О ключевых проблемах индустрии оценки на 2017-2018 годы рассказал директор по развитию компании 1Капиталь Дмитрий Соломников. По его словам, массовая чистка отрасли, изменившая облик рынка в середине 2017 года, связана с огромными недочётами при проведении массовой кадастровой оценки.

«В 2014 году законопроект о переходе на налогообложение физических лиц и организаций по кадастровой, а не инвентаризационной стоимости, вводимый с 2017 года, существенно изменил структуру рынка недвижимости. Кадастровая стоимость рассчитывается методами массовой оценки с выполнением математического моделирования стоимости каждого участка. В теории кадастровая стоимость должна быть близка к рыночной, однако на практике не учитываются индивидуальные особенности объектов, что часто приводит к искажению результатов», – рассказывает Дмитрий Соломников.

По словам эксперта, оценка недвижимости по кадастровой стоимости порождает две основные проблемы: крайне низкий уровень предоставляемой исходной информации и компетенция исполнителя.

В связи с тем что заказчиком кадастровой оценки является государство, исполнитель выбирается на торгах по единственному критерию – наименьшей цене. Таким образом, чаще всего кадастровую оценку проводили не самые опытные компании, что приводит к большому количеству исков по оспариванию кадастровой стоимости в судах. По данным Росреестра за период с 01.01.2017 по 31.08.2017, в судах РФ инициировано 7085 споров в отношении 12875 объектов недвижимости. По 92% объектов принято положительное решение, что привело к снижению налоговой базы по данным объектам с 627 млрд до 360 млрд рублей.

Ознакомившись с нелицеприятной статистикой, профильные министерства забили тревогу, придя к выводу, что возросшее количество исков связано исключительно с некомпетентностью оценщика. В связи с этим было принято решение провести единый квалификационный экзамен, призванный очистить рынок от некомпетентных услуг. Не сдавший экзамен оценщик терял право работать по специальности и должен был быть исключён из СРО.

Несмотря на рациональное зерно, реформа забуксовала из-за слабой продуманности деталей и посредственной реализации. Фактически реформа оказалась направленной на передел рынка. Эксперты отметили наиболее странные моменты в новом экзамене на профпригодность:

  • основное – закрытая база вопросов и задач;
  • некорректно составленные вопросы, целью которых является запутать сдающего;
  • имеется три направления для сдачи «оценка недвижимости», «оценка оборудования», «оценка бизнеса». При этом последнее направление не поглощает остальные. Крайне сложно представить бизнес, при оценке которого не потребуется аттестат по другим направлениям;
  • принимает экзамен государственная структура, расположенная в Москве и не имеющая филиалов в регионах;
  • прием экзамена начался фактически на 1,5 месяца позже запланированного, что не повлияло на дедлайн 01.04.2018;
  • по итогам месяца сдачи количество успешно сдавших оценщиков составило 364 человека. В первых рядах сдают наиболее активные члены сообщества и по нескольким направлениям. Фактически количество сдавших специалистов не превышает 300 человек. В Российской Федерации на данный момент порядка 20 тыс. оценщиков. Даже если представить, что экзаменатор добавит акселерации процессу, физически всем оценщикам сложно пройти экзамен даже один раз.

Несмотря на то, что в первых публикациях об экзамене говорилось, о «люстрации» не более чем 50% членов профессионального сообщества, оказалось, что в индустрии останется не более 10% старых кадров. Это может привести к следующим последствиям:

  • произойдет укрупнение оценочных компаний для «выживания»;
  • исчезнут самозанятые специалисты и компании среднего размера;
  • снизится конкуренция, что приведёт к росту стоимости и падению качества оценочных услуг: ценность в компании будет иметь не исполнитель (опытный и практикующий эксперт), а просто подписант (возможно студент, успешно зазубривший все вопросы и сдавший экзамен);

«Таким образом, государство после проведения данной реформы останется в безусловном проигрыше. В выигрыше могут остаться лишь близкие в профильным министерствам люди, вовремя организовавшие собственные компании с персоналом без практического опыта, но формально полностью отвечающим новым критериям. Однако к оздоровлению рынка и повышению качества услуг непотизм и коррупция не имеют никакого отношения», – подчеркивает Дмитрий Соломников.

 

Источник