В 2015 году большинство складов в Петербурге будет построено по индивидуальному заказу. Клиенты готовы платить за эксклюзив, если в дальнейшем это позволит им сэкономить. Неудовлетворенный спрос в этом сегменте рынка составляет 200 тыс. м2.
Неудовлетворенный спрос на склады в формате built–to–suit (построенные под конкретного заказчика) в Петербурге составляет 200 тыс. м2. Это соответствует годовому объему ввода новых площадей для хранения в категориях А и В. В 2014 году формат built–to–suit займет лишь 20 – 25% от всех складов, которые будут сданы в эксплуатацию. В 2015–м, по прогнозам Colliers International, уже больше половины складских комплексов будет построено под заказ.
Сейчас общий объем качественного складского предложения в Петербурге составляет 2,24 млн м2, из них около 1 млн м2— built–to–suit. Только за этот год пять компаний заявили о планах по строительству собственных складских центров площадью 400 тыс. м2. Так, "Юлмарт" вложит 7 млрд рублей в четыре логистических комплекса и центр распределения заказов. X5 Retail Group потратит 4 млрд рублей на два логоцентра в Ленобласти. "Почта России" построит в Петербурге логистический центр и транзитный сортировочный узел (1,2 млрд рублей). Auchan заказал компании "А Плюс Девелопмент" строительство складского комплекса в Шушарах (1,3 млрд рублей). Корпорация "СБР" (девелопер DIY–сети "Метрика") построит там же логоцентр (1,2 млрд рублей). Все проекты будут сданы к 2017 году.
Как отмечает коммерческий директор ООО "А Плюс Девелопмент" Вячеслав Зелепуга, сейчас доля спекулятивных складов (строящихся для сдачи в аренду) значительно выше, чем объектов built–to–suit. "Но в долгосрочной перспективе мы прогнозируем смещение в сторону built–to–suit, поскольку именно он позволяет арендаторам использовать свои помещения максимально эффективно", — говорит он. Для девелоперов проекты под заказ выгоднее, так как они менее рискованны, хотя и немного дольше строятся и стоят дороже на 5 – 10%.
Основные драйверы спроса — ретейлеры, считает региональный директор по складской и индустриальной недвижимости "Colliers International Россия" Владислав Рябов. Торговцам нужно, чтобы в логистическом комплексе были не только стандартные сухие склады, но и холодильники, морозильники, лицензированные площади для хранения алкоголя. "Если строить такие объекты по спекулятивной схеме, то девелопер рискует не угадать с параметрами, например пропорциями площадей, необходимыми клиентам", — поясняет Владислав Рябов.
Особенно это касается мультитемпературных складов. Требования к таким проектам у разных клиентов очень отличаются, поэтому невозможно вывести готовое стандартное решение для всех, в отличие от сухих складов, добавляет руководитель офиса JLL в СПб Андрей Амосов. По мнению экспертов, после открытия строящейся платной автотрассы между Москвой и Петербургом потребность в складских площадях формата built–to–suit возрастет еще больше, особенно на юге города, а также в портовой зоне.
Источник: Деловой Петербург
Комментарии